Индивидуальные стили принятия управленческих решений
Под стилем принятия управленческих решений понимаются индивидуальные методы принятия решения, состоящие из нескольких компонентов.
А именно:
- подхода к получению новой информации;
- характеристики мышления;
- предпочтения определенной величины риска;
- когнитивной сложности мышления, т. е. способности к анализу и синтезу;
- анализа информационных процессов;
- способности противостоять двойственности.
На стиль принятия решений оказывают влияние и подходы к информации, которые можно подразделить на:
- склонность воспринимать лишь ту информацию, которая совпадает с собственной точкой зрения;
- склонность принимать во внимание и противоречащую собственной точке зрения информацию;
- склонность получать любую информацию, но в сжатой до предела схематической форме.
Не стоит полагаться на информацию, приходящую из единственного источника. К характеристикам мышления можно отнести гибкость, продуктивность, скорость, аналитичность.
Стиль принятия решения может быть:
- гибким со склонностью к риску;
- гибким со склонностью к осторожности;
- жестким со склонностью к риску;
- жестким со склонностью к осторожности.
У всех людей есть свои стереотипы мышления и восприятия. Руководителю полезно осознать, какие стереотипы влияют на принятие им решений.
На основе многолетних исследований П. М. Касьяник выделил четыре основных способа принятия решений:
- экспериментирование — соответствует ориентации на получение информации, необходимой для решения проблем опытным путем с непосредственным личным включением;
- генерирование — соответствует ориентации на безоценочное генерирование идеи при решении проблем;
- размышление — соответствует ориентации на получение информации, необходимой для решения проблем с помощью размышления, отвлеченного абстрагирования и теоретических рассуждений;
- оценка — соответствует ориентации на оценочное суждение при решении проблем (оценивание идей).
В зависимости от комбинации этих способов у отдельных людей, различают четыре типа руководителей, каждый со своим стилем управления.
Реализатор стремится использовать прямой эксперимент и оценочные суждения при решении проблем. Его сила в том, что он предпочитает все делать, планируя и осуществляя одни эксперименты и вовлекаясь одновременно во все новое. Он предпочитает практические пробы ментальному анализу. Реализаторы проявляют свои способности в ситуациях, когда надо приспособиться к конкретным условиям и сделать так, чтобы все «так или иначе заработало».
Генератор стремится использовать при решении проблем прямой эксперимент и генерирование идей. Его сила в том, что, собирая информацию, расспрашивая, воображая возможные варианты и «чувствуя» любые новые проблемы и возможности, он «сдвигает ситуацию с мертвой точки». Генератор любит рассматривать конкретные ситуации под разными углами зрения.
Такой человек лучше действует в ситуациях, которые требуют многовариантности и разнообразия решений, нежели оценки, отбора одного или немногих решений. Генераторов, как правило, интересуют человеческие проблемы, они видят взаимосвязи в любом явлении, могут заметить хорошие и плохие стороны почти в любом факте, идее или вопросе. Они не любят, когда их «сорганизовывают» или когда поручают решать проблему полностью. Они предпочитают, чтобы деталями занимался кто-нибудь другой. Во всем, с чем они сталкиваются, они видят потенциальное решение даже еще не обнаруженных проблем.
Генераторы любят «витать в облаках», их трудно «заземлить». Каждое решение, которое они предлагают, предполагает появление нескольких новых проблем. Для менеджера этого стиля характерна заинтересованность в поиске проблем и сборе фактов.
У оптимизатора преобладает установка на абстрактное мышление и оценку. Такой человек силен в воплощении абстрактных идей в практические решения и планы. Он постоянно и тщательно проводит «ментальное тестирование» идей. Представители этого стиля незаменимы в ситуациях, требующих нахождения единственного верного ответа или оптимального решения на структурированный, хорошо определенный вопрос или проблему. Благодаря дедуктивному мышлению, он может концентрироваться на специфических проблемах; способен переработать огромное количество информации и точно сказать, «что не так» в данной ситуации.
Поэтому они обычно проявляют нетерпение в неопределенных ситуациях и не любят долгих «мечтаний» по поводу других идей, точек зрения и исследований взаимосвязей между проблемами. Они убеждены, что «знают, в чем проблема». Этот стиль предполагает интерес к оцениванию идей, выбору характера действия и его планированию.
В практике управления эти психологические типы редко представлены в чистом виде. Они могут в разной степени совмещаться, соответственно могут совмещаться и способы принятия управленческих решений. Наиболее эффективные решения принимаются, когда в команде присутствуют люди с разными типами принятия решений, а эти типы у них наиболее выражены.
- Соответствующая программа сотрудника
- Управление карьерой
- Кадровая политика по мнению В.П. Чемекова
- Этапы карьерного развития по В.А. Чикеру
- Этапы карьеры по И.П. Лотовой
- Этапы и развитие профессиональной карьеры
- Разновидности карьер
- Определение понятия карьеры
- Методы повышения эффективности управленческих решений
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу