Метод обучения «Кейс—стади»
Сейчас высокую популярность в качестве метода подготовки и повышения квалификации специалистов и руководителей приобрел метод «кейс—стади». Если судить по различным источникам информации, в разных странах под этим понятием подразумевается различное содержание. В США это метод ситуационного анализа, применяемый для получения навыков в поиске решений и основывающийся на реальных ситуациях. Так он описывается в разделе «Подготовка менеджеров» в книге по управлению персоналом:
Этот метод нацелен на получение стажером реального опыта по выявлению и анализу сложных проблем. Контролируют действия обучаемых специально подготовленные руководители-инструкторы.
При обсуждении ситуации стажер, в частности, узнает о существовании несколько путей решения сложных организационных проблем и что его собственное решение часто обусловлено личными склонностями и ценностями, т. е. субъективно и не являются единственными.
Метод ситуационного анализа имеет пять основных характеристик:
- использование фактических организационных проблем;
- возможное участие максимального количества людей в их изучении, выяснении иных точек зрения, сравнении различных взглядов на принятие решений;
- минимальная степень зависимости обучаемых друг от друга; считающих у стажеров есть право как на правильные, так и неправильные ответы, так как несмотря на возможную неполноту ситуаций, они взяты из реальной жизни;
- старающихся сделать метод ситуационного анализа проходящим через все последовательно создающиеся уровни развития сценария.
Инструктор играет (или должен играть) роль критика. Он — вовсе не лектор или распространитель книжных принципов, а катализатор учебного процесса и тренер. Инструктор должен также быть полезным источником информации по изучаемому вопросу, чтобы поддерживать активную дискуссию среди стажеров.
Как видим, у американской трактовки метода «кейс—стади» большое сходство с методом рассмотрения и анализа деловых ситуаций. С его помощью могут обучаться как специалисты, так и руководители разного уровня.
Там же дается и суть метода «Управленческие игры», сходного с отечественным методом деловых игр.
Во Франции метод «Кейс—стади» имеет несколько другое содержание. Здесь кейс — скорее портфель документов, отражающих и фиксирующих детально изученную, воспроизведенную и качественно представленную в них сложную ситуацию, в которую попала реальная организация.
Метод предназначен для обучения управлению предприятием. Вот какие элементы кейса выделяет директор французского Института по изучению предприятий Ф. Альбе: Метод кейсов представляет собой активный педагогический прием, используемый для обучения управлению предприятиями как в системах образования студентов, так и в системах непрерывного образования.
Это использование реальных ситуаций на предприятиях в педагогических целях, изучаемых индивидуально и обсуждаемых в группе с помощью преподавателя-аниматора.
Реализация метода связана с решением проблем, имеющих реальную основу, отражающих специфику европейской экономики. При этом разработка кейса как комплекса учебно-практических материалов основывается на уникальных фактах в жизни реальной организации, требует больших трудозатрат, связана с решением проблемы получения реальной информации с конкретного предприятия для построения кейса. В Высшей школе коммерции в Лионе за 7 лет появился опыт на базе редактирования (создания) около 30 кейсов.
Этапы создания кейса
Общая методология:
- Выбор темы, т.е., природы проблем, охватываемых данным кейсом, делается прежде, чем избрать конкретное предприятие, которое проиллюстрирует данную проблему. Такой темой может, например, быть: применение метода сегментирования в маркетинге; создание маркетинг-плана на три года для какого-либо товара промышленного назначения; проблемы, порожденные внедрением новой системы вознаграждения на каком-либо предприятии и т.п.
- Исследование «предприятия—кейса»
- Выбор ситуации на предприятии.
- Сбор информации
- Редактирование кейса.
- Проверка и окончательная редакция.
Кейс могут составлять такие элементы:
- формулировка проблем: беспорядочная, упорядоченная, четко идентифицированная;
- определение плана действия: эскизное решение, множественные эскизные решения, предложение возможного решения с подробной программой действия, предложение возможных решений с соответствующими подробными программами действий;
- результаты плана действий: план действий использован и результаты известны.
До результата добираются кейсы с четко идентифицированной проблемой и всеми этапами определения плана действий.
Элементы анализа различных типов кейсов: основные развиваемые способности, преимущества и недостатки применения, пример кейса и его тип.
Применение цепочек кейсов.
Цепочки кейсов имеют между собой общие связи и могут быть последовательно использованы в процессе обучения.
Цепь типа «хронологическая структура»: три кейса, последовательно раскрывающие развитие ситуации на разных стадиях.
Цепь типа «логическая структура»: то же самое предприятие изучается в зависимости от логической эволюции ситуации, например: кейс по маркетинговому исследованию, кейс по созданию маркетинг-плана из элементов первого кейса, кейс по структуре маркетинга, показывающий введение в дело новой организации, исходя из данных маркетинг-плана.
Цепь типа «структура под зонтиком»: предлагается кейс—шляпа (кейс— крыша), например, по общей политике фирмы, а под него подгоняются кейсы по маркетингу, финансам, производству, человеческим ресурсам на одном и том же предприятии. Это углубляет элементы вариантов общей политики.
Цепь типа «структура сравнения»: например, при помощи трех кейсов изучаются проблемы социальной политики трех децентрализованных предприятий, принадлежащих к одной группе; или лучше запуск одного аналогичного товара на пять европейских рынков в определенных, сильно отличающихся условиях окружающей среды, рынка, дистрибьюции.
Цепь типа «структура—разрез арбуза»: при помощи серии кейсов затрагиваются различные аспекты одной и той же проблемы.
Например, при реорганизации торговой сети могут выполняться кейсы, где преобладает:
- физическая дистрибьюция товара;
- маркетинг дистрибьюции;
- проблемы человека;
- юридические проблемы.
Эти кейсы могут изучаться одновременно несколькими группами «коллег» из одного предприятия или последовательно одними и теми же группами.
- Учет персонала
- Конечные результаты и эффективность деятельности службы управления персоналом
- Обеспечение оптимальных условий труда, режима труда и отдыха, охраны труда
- Обеспечение социальной зашиты персонала
- Ситуации наказания и увольнения
- Функции и структура службы управления персоналом
- Типология видов, условий и этапов развития конфликтов
- Материальное и моральное стимулирование труда работников
- Повышение квалификации, профессиональное и социально-психологическое обучение персонала
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу