Образование в сфере медийной грамотности

Слово «медиа» происходит от множественного числа латинского слова medium, означающего «середину, нечто среднее, промежуточное, посредствующее». В современном употреблении термин имеет несколько значений.

Во-первых, слово «медиа» ассоциируется со средствами массовой информации — СМИ, например, газетами, телевидением, радио, книгами и Интернетом.

Во-вторых, его используют для обозначения медиаконтента: новостей, рекламных объявлений, электронных игр и фильмов.

В-третьих, медиа может означать производителей медиаконтента: репортёров, фотографов, медиакомпании и т. д. Пользователи и аудитория находятся в разных интерактивных отношениях с устройствами, контентом и производителями медиа.

В качестве организации медиа выполняют следующие функции:

  • социокультурную: стимулирование коммуникаций;
  • развлекательную: предоставляют пользователям различные пространства, предполагающие активное участие пользователей, в том числе виртуальное пространство.

Как и для понятия «медиа», для медийной грамотности существует несколько определений. Будем исходить из  утверждения, что «ключевым аспектом медийной грамотности является аналитический подход к медиасреде — способность воспринимать их критически — и решимость выражать себя через медиа».

Медийная грамотность включает следующие составляющие:

  1. Эстетические и креативные навыки: способность видеть, слышать, создавать и интерпретировать медиаконтент. Студенты могут развивать эти навыки, самостоятельно создавая медиаконтент.
  2. Интерактивные навыки: способность общаться при помощи медиа и примерять на себя различные медиароли. Интерактивные навыки указывают на готовность выражать свои мнения и установки.
  3. Навыки критического анализа:  умение  интерпретировать и понимать значение различных медиаконтентов. Студент может интерпретировать и оценивать медиаформы и контент, используя различные аналитические инструменты. Эти навыки лучше развиваются через изучение многообразных жанров и медиаконтента.
  4. Навыки безопасности: умение находить выход из затруднительных ситуаций и избегать их. Важнейшими навыками безопасного поведения в виртуальном пространстве являются защита частного пространства и умение избегать вредоносных контактов и контента.

Информация может быть представлена в медиа различными способами. Окружающая нас культурная среда насыщена образами и изображениями: ежедневно мы сталкиваемся с информацией, представленной медиа на телевидении, в кино, новостях, книгах, Интернете. В большинстве случаев мы делаем свой выбор бессознательно.

Репортёры, авторы, теле- и видеооператоры, издатели и кинопродюсеры используют изображения, звук и письменные тексты, чтобы передать информацию о конкретном событии или по конкретному вопросу. При подготовке и представлении своей версии публике им приходится преодолевать проблемы, связанные с нехваткой времени, пространства, ресурсов.

Интересно
Выбор контента, который будет представлен общественному вниманию, неизбежно осуществляется работающими в медиа людьми. И их выбор не свободен от субъективности, что иногда становится причиной стереотипного или упрощённого представления информации, что, в свою очередь, может привести к навешиванию ярлыков и стать обоснованием определённых представлений, причём это может происходить и вопреки желанию автора или журналиста.

Таким образом, в зависимости от содержания истории или сообщения, которое они стремятся передать, часто необходимо «представлять» события, упоминая детали, имеющие отношение к расе, полу, сексуальной ориентации, возрасту или классовой принадлежности основных персонажей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)