Основные принципы организации и деятельности прокуратуры
Принципы организации и деятельности прокуратуры – это основанные на Конституции РФ и федеральных законах положения, определяющие место и роль прокуратуры в государственном механизме страны, организационное построение и деятельность по осуществлению возложенных на прокуратуру функций и стоящих перед органами прокуратуры задач.
Централизация – основной организационный принцип построения органов прокуратуры и отношений внутри прокурорской системы, согласно которому прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Вышестоящий прокурор наделен правомочиями давать нижестоящим прокурорам обязательные к исполнению указания и поручения, контролировать их исполнение. Он наделен правом отменять нормативные акты, изданные нижестоящим прокурором. Вышестоящий прокурор несет ответственность перед Генеральным прокурором РФ за положение дел и состояние работы как в возглавляемой им прокуратуре, так и в нижестоящих прокуратурах.
Единство – выражается в единстве организации и деятельности всех прокурорских органов, общности целей, задач, правовых средств осуществления надзора в стране. Этот принцип находит свое выражение в установлении на уровне ФЗ “О прокуратуре РФ” единства статуса прокурорских работников, единого срока полномочий для прокуроров каждого звена.
Независимость – прокуроры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Все решения при осуществлении надзора и выполнении других функций прокурор принимает только на основе закона.
ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” прокурор отнесен к категории лиц, подлежащих государственной защите (ст. 2).
Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
Целям обеспечения независимости служит установленный ФЗ “О прокуратуре РФ” порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности, согласно которому проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) (ст. 42).
Принцип независимости проявляется в установленных законом запретах прокурорским работникам являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности, а также на создание и деятельность таких объединений и их организаций в органах прокуратуры. В своей служебной деятельности прокуроры не связаны решениями никаких общественных объединений.
Законность – важнейший принцип деятельности прокуратуры и необходимое условие реализации всех иных принципов прокурорского надзора.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Приведенное требование в полной мере относится как к субъектам прокурорского надзора, так и ко всем без исключения органам прокуратуры и прокурорским работникам. Противопоставление законности и целесообразности недопустимо, поскольку законность – это высшая целесообразность.
Принцип законности в деятельности самой прокуратуры означает, что каждое требование прокурора, каждый исходящий от него правовой акт должны основываться на законе и выполняться в формах, предусматриваемых законом.
Гласность – организационный принцип деятельности прокуратуры, в соответствии с которым органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.
В соответствии с принципом гласности прокуратура информирует федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
Реализация принципа гласности организационно обеспечивается созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений, отвечающих за связь со средствами массовой информации.
- Система органов внешней разведки
- Понятие, система органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, их структура
- Система органов внутренних дел и их структура
- Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
- Общие положения, порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
- Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
- Понятие и система органов предварительного расследования
- Служба в органах прокуратуры и правовой статус прокурорских работников
- Понятие, задачи и состав федеральных органов государственной охраны
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу