Профилактика простудных заболеваний и перегревов

В профилактике простудных заболеваний в результате гипотермии (общего переохлаждения) важную роль играют погодные факторы (температура, ветер, влажность), степень закаленности человека и соответствие одежды условиям пребывания и деятельности, а также уровень адаптации. Ветер усиливает охлаждение, так как увеличивается теплоотдача вследствие конвекции, опасность переохлаждения при низких температурах намного увеличивается при большой влажности, так как воздух становится более теплопроводным и повышается
теплоотдача.

Особую суровость для человека представляет сочетание низких температур с сильным ветром. При сильном ветре, даже при общей положительной температуре воздуха, можно обморозиться. Приведенная ниже таблица отражает эту взаимосвязь. При температуре ниже 30°С — зона повышенной опасности. Дополнительный эффект ветра, скорость которого свыше 18 м/с,
незначительный. 

Наиболее важную роль в устойчивости организма к действиям климатических факторов, таких как температура, гипоксия, солнечная радиация, играет закаливание. Цели закаливания
различны: укрепление здоровья, повышение уровней устойчивости к болезням и работоспособности, подготовка к трудовой деятельности. Широко применяется закаливание
холодом и солнцем, реже закаливание разреженным воздухом.

Механизм закаливания сводится в основном к активизации генетического аппарата клеток, повышающего количество митохондрий — своеобразных энергетических фабрик в клетке,
что связано с дефицитом АФ и криатинфосфата, увеличением потенциала фосфорилирования.

Возрастающая мощность митохондрий активизирует выработку АТФ на единицу массы
тканей, устраняет ее недостаточность, увеличивается адаптация организма к холоду, гипоксии.
По вопросам использования методик закаливания следует, на наш взгляд, отправить читателей к многочисленным литературным источникам — от популярных до научного обоснованных.

Пользуясь нижеследующей таблицей, молено количественно представить свою степень закаленности. Высокая степень закаленности — 0—1 очко, умеренная — 2-3, слабая — 4-5, не закален — 6 очков. 

Для предупреждения простудных заболеваний, повышения умственной и физической работоспособности — 0-1-2-3. (предел!) очка. Более трех — отрицательно для здоровья и
работоспособности.

Профилактика перегреваний связана с высокими уровнями адаптации к погодным условиям в районах трудовой деятельности, а также степенью закаленности и соответствием одежды.
Коснемся некоторых особенностей пребывания и деятельности в условиях жаркого климата.

Прежде всего усвоим некоторые физиологические особенности организма и внешней среды.
Во-первых, клетки человеческого организма не могут осуществлять свои функции при температуре свыше + 43°С. Если внутренняя температура больше указанной — летальный исход неизбежен независимо от причин перегревания.

Во-вторых, мышечная работа — источник тепловой энергии, половину которой человек затрачивает на теплопродукцию. Эта избыточная энергия удаляется благодаря усиленному дыханию, испарению пота, тепловому излучению кожи. Значительная часть ее идет на разогревание человека изнутри. У бегунов-марафонцев, например, температура тела на финише часто в пределах 39— 41°С.

В-третьих, теплоотдача человеческого тела зависит от внешней температуры. Если температура воздуха сравнивается с температурой тела, прекращают действовать дваохлаждающих механизма: дыхание и тепловое излучение кожи. Остается только испарение влаги.

Но функции потовых желез ограничены (приблизительно 1 литр за 1 час), поэтому даже обильный прием воды не превышает производительность трех факторов охлаждения: дыхания, испарения, излучения. Естественно, что температура возрастает до опасной черты.

Высокая влажность воздуха замедляет испарение, что также может привести организм к опасной зоне. Обычно все отрицательное, что связано с пребыванием в условиях высоких температур, проявляется на третий четвертый день: жажда, обильное потоотделение, возбуждение, далее общая слабость, головная боль, тошнота, по вышение температуры. Нередки обмороки, опасные для жизни из-за значительного понижения артериального давления.

Сказанное выше и опыт аборигенов рекомендуют в знойное время дня отказаться от физических нагрузок, поменьше двигаться. Режимы двигательной деятельности необходимо передвинуть на ранние часы, дать организму от-1 дых в прохладном месте после полудня. Говоря о профессиональной деятельности в различных, порой экстремальных условиях, нельзя не отметить, что в каждой специальности имеется ряд неизбежных, присущих этому виду работы трудностей.

Так, у экономистов, менеджеров, коммерсантов и др. неизбежны срывы, неудачи в завоевании рынка сбыта. Получение существен-. ной прибыли не произойдет, если бизнесмен не будет обладать высоким уровнем уверенности, решительности, требовательности к себе и своим действиям, умением общаться с партнерами, смелостью и гибкостью поведения, способностью решать нестандартные задачи, анализировать и обобщать большие объемы информации и
контролировать свое время, растормаживаться, расслабляться, наконец, быть пунктуальным и честным.

Естественно, чтобы не спасовать, достигнуть поставленных целей, деловой человек должен иметь крепкое, не расшатанное безволием здоровье и рассматривать его как обязательный компонент технологии трудовой деятельности, весомую часть механизма своей профессии, отвечающую за сохранение здоровья, и его высокую работоспособность.

Следует знать, что человеческий организм обладает резервами, запасом прочности, позволяющими в 9-12 раз больше выдержать различные перегрузки, перенапряжения, чем это требуется в обычной, повседневной обстановке. Однако сразу обладать необходимыми и профессионально важными умениями, качествами, навыками невозможно. И использовать в этих целях период пребывания в учебном заведении наиболее оптимально.

Ведь наряду с изучением профессиональных идет процесс освоения и прикладных дисциплин, процесс формирования режимов жизнедеятельности, образа жизни, здорового стиля
жизни. Отношение к здоровому образу жизни, ранее сформированное под влиянием уровня культуры окружения, воспитания в семье и школе, в высшем учебном заведении тесно связано с вузовской средой, материально-техническим обеспечением, контингентом педагогов и, что самое главное, мотивацией и волевыми качествами студента, его «самоорганизацией, самодисциплиной и саморазвитием».

Великие мужи древности и современности постоянно подчеркивали необходимость всестороннего развития молодежи, особо не выделяя приоритетное физическое или духовное воспитание, понимая, насколько переоценка, акцентированное формирование каких-либо особенностей, качеств приводят к извращению восприятия гармонического развития личности. Учебно-трудовая деятельность студенческой молодежи характеризуется таким ведущим параметром, как умственная работоспособность, основные факторы которой:

— физиологического плана: состояние здоровья, питание, сон, общая нагрузка, рекреация;

— физического характера, воздействующие на организм через органы чувств: шум, температура воздуха, освещение, экология;

— психические: мотивация, настроение, самочувствие и др.;

— типология личностных качеств: усидчивость, аккуратность, сдержанность и др.

Выбранный образ и стиль жизни на период пребывания в вузе корреляционно связан и с главным компонентом учебно-трудовой деятельности студента — умственной работоспособностью, что конкретно связывается с формированием граней личности. 

Конечно же, приобщение к вузовской среде потребует волевых решений, действий. Такие термины, как «самоуправление» или
«аутогенный менеджмент», не только дань моде, но и волевые моменты, основа которых: постановка целей, планирование своей деятельности, распределение времени и многое другое, что связано с изменением уклада, стиля жизни, приобщения себя к здоровому образу жизни.

Задайте себе следующие вопросы:

1. Достаточно ли я волевой человек?

2. Объективны ли цели, правильно ли выбраны приоритеты?

3. Смогу ли я на длительный период переорганизоваться сам, создать организационное обеспечение?

Условия обучения и жизнедеятельность студенческой молодежи далеко не идеальны. Загруженность в течение семестра в пределах 6-9 часов ежедневно, и не менее 12-16 — в периоды сессии; в результате в организме человека накапливается усталость, и студент, едва справившись с интенсивными перегрузками экзаменационной сессии, не восстановившись в
каникулярное время (допустим, из-за недостаточности материальных средств), постоянно находится в состоянии недосыпания, утомления, недостаточной работоспособности.

Компенсаторные и реабилитационные системы не справляются, особенно в периоды нервно-эмоциональных напряжений, со своими задачами, что корреляционно связано с уровнем усвоения
учебного материала, успеваемостью.

Проблемы адаптации к условиям и особенностям вузовского обучения — вузовской среде следует отнести к категории вечных проблем. Каждый вуз имеет свою, только ему присущую много-
компонентную особенность — вузовскую среду, спектр черт которой разнопланов, разнообразен, по разному влияющий на развитие и формирование качеств личности, гражданина, профессионала: от уровня мастерства педагогического контингента до главнейшего компонента вузовской среды — вузовской физической культуры.

Здесь также важно и то, что физическая культура, спорт, туризм (что научно доказано) сокращают период адаптации недавних школьников к условиям пребывания в вузе с ее «мягкими» на первых порах формами и видами обучения в течение семестра и неизмеримо более жесткими по отношению к организму, порой недостаточно окрепшему, в периоды сессий.

Одна из главных задач вузовской среды — сокращение времени изнурительного по своей сути (поиск себя всегда труден) процесса адаптации вузовской сфере воспитания, совершенствования, формирования.

Сегодняшний студент — завтрашний управленец — не имеет право обладать низким уровнем здоровья, плохой работоспособностью, невозможностью организовать и целенаправить подопечный ему коллектив.

Профессиональная подготовка к трудовой деятельности предполагает развитие и совершенствование определенных личностных качеств будущего специалиста на основе примера, эталона, профессионального идеала, в образе которого должны найти отражение и ценности физической культуры: здоровье, соматический облик, функциональное состояние, психофизиологические способности и др.

Естественно, что такой идеальный специалист должен обладать и высоким потенциалом социальной отдачи, профессиональной надежности и дееспособности. Физическая культура, являясь частью общей культуры, представлена в вузах как учебная дисциплина и неотъемлемый компонент целостного развития личности, профессиональной подготовки студента, гармонизации его жизнедеятельности.

Гармоничное сочетание интеллекта физических и духовных сил высоко ценилось человеком на всем протяжении его развития и формирования. Естественно, что наша сегодняшняя, действительность, социально-экономическая база, материальное обеспечение не оправдывают социальных ожиданий, однако то, что имеется, уже достаточно для широкого диапазона использования средств физической культуры студенческой молодежью.

Точно известно, что 55-75% сегодняшних первокурсников вуза аномальны по состоянию здоровья. Отсюда и конкретные, задачи кафедр физического воспитания, детерминированные состоянием здоровья и соответствующими его последствиями.

И эта ситуация, касающаяся здоровья студенческой молодежи, требует таких серьезных и решительных мер по использованию целенаправленных форм и видов двигательной активности, как, например, использование обязательных инъекций в периоды эпидемии, пандемии.

Важнейшая задача учебного и учебно-тренировочного процессов по физическому воспитанию, спорту заключена не только в конкретике обучения умениям и навыкам пользования средствами физической культуры, спорта, туризма в вузе, но и, что наиглавное, в обучении технологии и широкого использования этих средств в будущем, мотивации к стилю, совершенствования образа жизни, собственного «я», социума.

Отсюда и задачи образовательного плана: теоретические и методико-практические занятия, повышенный контроль не только за физической подготовленностью, но и за основами теоретических знаний, умениями самостоятельно составлять и пользоваться развивающими и реабилитационными комплексами и упражнениями.

Необходимо подчеркнуть, что студенту-первокурснику,- преодолевающему барьер, отделяющий условия обучения и школе от вузовской среды, не только профессионально, по и жизненно важно освоить и технологию адаптации к новым условиям и особенностям обучения в вузе. Ведь период адаптации, по результатам исследования отдельных ученых-педагогов, может
длиться, к сожалению, и не один год.

И этот процесс растягивается по времени у 7-12% бывших абитуриентов. Вместе с тем, замечена
чет-кая закономерность, что адаптационный период значительно уменьшается у тех, кто не боится общения, увлечен спортом, общественной работой, любой формой деятельности с высоким уровнем ответственности.

Многолетний анализ и обобщение опыта различных вузов позволяют заключить, что сокращению периода адаптации первокурсников способствует следующее:

– активные средства физической культуры, игровые виды спорта, туризм, альпинизм, спортивное ориентирование, скалолазание и другие виды целенаправленной физической занятости, особенно связанные с пребыванием в природных условиях;

– рекомендуется вовлекать студенческую молодежь в массовые оздоровительно-спортивные, развлекательные мероприятия в качестве не только пассивных участников, но и организаторов
и ответственных помощников;

– необходимо активно пропагандировать здоровый стиль жизни, связывая его с особенностями обучения и будущего профессионального труда.

Разумно, на наш взгляд, воспользоваться апробированной рекомендацией, смысл которой заключен в продуманном планировании на 3—5 лет, на период обучения; составлении широкой, но приемлемой программы самосовершенствования, основные положения которой должны быть нацелены на укрепление здоровья.

Главными направлениями совершенствования своего «я», имеющими непосредственное отношение к здоровью, нам являются следующие:

– рациональное использование в условиях периода обучения режимов труда, отдыха, сна с учетом индивидуальных особенностей организма и биоритмов;

– разумное использование средств физической культуры и спорта для физического совершенствования и укрепления здоровья;

– обучение умениям и навыкам управления своим телом, организмом, эмоциями и чувствами;

– обучение приемам и освоение основ закаливания и рационального питания;

– обучение конкретным способам оказания доврачебной медицинской помощи себе и пострадавшему. Естественно, что итоговой стороной выполнения программы будет комплекс
приобретенных жизненно необходимых знаний, качеств, умений, навыков, составляющих весомейшую часть положительных черт человека и, естественно, профессионала.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)