Развитие инновационной деятельности

Выдержки из Федерального закона «Об образовании в РФ»

Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования:

  1. В системе образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать осуществляющие обеспечение образовательной деятельности научно-исследовательские организации и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.
  2. В целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования в системе образования могут создаваться учебно-методические объединения.
  3. Учебно-методические объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утвержденными этими органами. Типовые положения об учебно-методических объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
  4. В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.

Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования:

  1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
  2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.
  3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.
  4. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в части 3 настоящей статьи и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Порядок признания организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  5. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.

Приказ Минобрнауки России от 23.07.2013 № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».

Региональное законодательство.

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 19.05.2010 № 864-р «О регулировании инновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга».

Документ утверждает:

  • Положение о деятельности образовательного учреждения Санкт-Петербурга в режиме экспериментальной площадки.
  • Положение о деятельности образовательного учреждения Санкт-Петербурга в режиме лаборатории.
  • Положение о деятельности образовательного учреждения Санкт-Петербурга в режиме ресурсного центра общего образования.
  • Положение о деятельности образовательного учреждения Санкт-Петербурга в режиме ресурсного центра по отрасли системы начального и среднего профессионального образования.
  • Форму представления проекта опытно-экспериментальной работы.
  • Форму представления опыта работы участника конкурсного отбора на выполнение опытно-экспериментальной работы.
  • Форму технического задания на проведение исследования.
  • Форму программы диссеминации инновационного продукта.
  • Форму аналитической справки о результатах инновационной деятельности.

Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 22.12.2009 № 827 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования Удмуртской Республики» (ред. от 01.09.2011).

Документ утверждает:

  • Положение об инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования Удмуртской Республики;
  • Положение о Республиканском экспертном совете;
  • Положение о республиканской площадке;
  • Положение об экспертной комиссии при Республиканском экспертном совете;
  • Положение об основных требованиях к оформлению и содержанию инновационного проекта;
  • Положение об экспертизе инновационных образовательных проектов;
  • Форму экспертного заключения на присвоение инновационному проекту статуса республиканской экспериментальной площадки;
  • Примерную форму отчета о деятельности республиканской экспериментальной площадки;
  • Состав Республиканского экспертного совета.

Приказ Департамента образования г. Москвы от 17.12.2013 № 855 «О порядке признания образовательных организаций региональными инновационными площадками в городе Москве».

Положение о Совете по развитию инновационной деятельности в системе образования города Москвы при Департаменте образования города Москвы.

1. Общие положения:

Совет по развитию инновационной деятельности в системе образования города Москвы (далее – Совет) при Департаменте образования города Москвы является постоянно действующим экспертным органом, обеспечивающим согласование взаимодействия государственных, общественных и коммерческих структур по реализации политики города Москвы в части инновационной деятельности в сфере образования.

Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Законами города Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве» и от 6 июня 2012 г. № 22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве», Порядком формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 611, настоящим Положением.

Целями деятельности Совета являются:

  • выработка стратегических направлений развития инновационной деятельности в сфере образования города Москвы;
  • координация инновационной деятельности между образовательными организациями;
  • разработка, экспертная оценка и реализация комплекса мер, неооходимых для развития и поддержки инновационной деятельности в системе образования города Москвы;
  • привлечение высококвалифицированных и научных кадров к экспертной деятельности по формированию и реализации инновационной политики в сфере образования;
  • обеспечение Департамента образования города Москвы информацией о состоянии дел и о проблемах на пути эффективного вовлечения в систему образования города результатов инновационной деятельности.

Решения Совета носят рекомендательный характер для Департамента образования города Москвы. Основные принципы деятельности Совета — равноправие членов, коллегиальность и гласность. Положение о Совете, его состав, изменения и дополнения, а также решение о ликвидации утверждаются Департаментом образования города Москвы.

2. Задачи Совета

2.1. Основными задачами Совета являются:

  • Анализ состояния развития и поддержки инновационной деятельности в сфере образования города Москвы, выявление причин, препятствующих развитию инновационной деятельности в сфере образования, и определение способов их устранения.
  • Разработка мероприятий по реализации инновационной деятельности в сфере образования.
  • Выработка предложений по совершенствованию нормативной базы в области инновационной деятельности.
  • Разработка и содействие внедрению административных и рыночных механизмов взаимодействия субъектов инновационной деятельности системы образования города Москвы, промышленных предприятий, научных организаций, органов патентования и лицензирования, других государственных и общественных организаций с учетом специфики развития инновационной деятельности в сфере образования.
  • Организация общественной экспертизы и аналитической работы по оценке хода и эффективности реализации инновационных проектов в сфере образования.

3. Права и обязанности Совета

3.1. Для выполнения возложенных задач Совет:

  • Определяет актуальные направления инновационной деятельности для организации работы образовательных организаций по данным направлениям.
  • На основании результатов экспертизы инновационного проекта, проводимых в соответствии с пунктом 3.3 Порядка признания образовательных организаций региональными инновационными площадками в городе Москве, дает рекомендации для Департамента образования города Москвы о признании образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, региональными инновационными площадками первого, второго или третьего уровня, реализующими инновационные образовательные проекты по заявленной теме с получением оформленного результата инновационной деятельности.
  • Готовит по итогам экспертной оценки заключения и решения о состоянии и необходимости корректировки программ и планов мероприятий по развитию инновационной деятельности в системе образования города Москвы.
  • Дает персональные поручения членам Совета по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
    Вправе формировать комитеты по отдельным направлениям развития системы образования для выработки предложений по вопросам реализации комплексных мероприятий в рамках соответствующих направлений, а также рабочие группы для предварительной проработки вопросов, относящихся к компетенции Совета, подготовки проектов решений. Комитеты и рабочие группы функционируют на постоянной либо временной основе и состоят из членов Совета и привлеченных специалистов. Совет назначает руководителей, заместителей руководителей и ответственных секретарей комитетов и рабочих групп.
  • По истечении срока реализации образовательной организацией инновационного образовательного проекта или по итогам промежуточного или годового отчета о ходе реализации данного проекта.

Совет вырабатывает рекомендации для Департамента образования города Москвы:

  • о продлении срока деятельности региональной инновационной площадки первого уровня (без изменения или с изменением состава базовых учреждений);
  • о прекращении деятельности региональной инновационной площадки первого уровня;
  • о присвоении базовым учреждениям статуса «Территория инновационного развития в системе образования города Москвы» в соответствии с пунктом

Порядка признания образовательных организаций региональными инновационными площадками в городе Москве.

Осуществляет поддержку городских конкурсов инновационных проектов.

4. Состав Совета

4.1. В состав Совета входят представители Департамента образования города Москвы и подведомственных ему организаций, а также представители заинтересованных органов исполнительной власти города Москвы, научных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, органов государственно-общественного управления образованием, родительской общественности.

4.2. Персональный состав членов Совета и кандидатура председателя утверждается ежегодно приказом Департамента образования города Москвы.

4.3. Работу Совета координирует председатель, либо по его поручению один из заместителей председателя.

4.4. В состав Совета входят:

  • председатель Совета;
  • заместитель председателя Совета;
  • ответственный секретарь Совета;
  • члены Совета.

4.5. Члены Совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

5. Организация работы Совета:

  1. Работа Совета осуществляется по принятому им плану, утвержденному председателем Совета. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
  2. Совет правомочен проводить заседания и принимать решения при наличии более половины его членов. Члены Совета, председатель, заместитель председателя и ответственный секретарь Совета обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых на заседании вопросов.
  3. Решения Совета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета и оформляются протоколом.

При равенстве голосов решающим является голос председателя Совета или, при отсутствии председателя или заместителя председателя, члена Совета, ведущего заседание. Протокол заседания оформляется ответственным секретарем Совета, подписывается председателем Совета или членом Совета, ведущим заседание.

5.4. Заседания комитетов и рабочих групп Совета проводятся по мере необходимости в порядке, аналогичном установленному настоящим Положением для Совета в целом.

5.5. Председатель Совета:

  • осуществляет общее руководство работой Совета;
  • ведет заседания Совета;
  • вправе поручить ведение заседания Совета одному из своих заместителей или при их отсутствии одному из членов Совета;
  • утверждает повестку дня заседания Совета.

5.6. Ответственный секретарь Совета:

  • организует проведение заседаний Совета;
  • принимает необходимые меры по организации работы Совета;
  • информирует членов Совета о дате, времени и месте проведения заседания Совета;
  • формирует повестку дня для заседания Совета на основании предложений членов Совета;
  • организует ведение протокола заседания Совета;
  • обеспечивает своевременное подписание протокола заседания Совета;
  • заверяет выписки протоколов заседания Совета.

5.7. В отсутствие ответственного секретаря Совета, по поручению председателя, его функции выполняет назначенный член Совета.

5.8. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляет Государственное бюджетное образовательное учреждение «Московский центр инноваций и научно-технического творчества» в рамках государственного задания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)