Развитие познавательной самостоятельности в проблемном обучении
Независимо от того, где сообщающее преподавание находит свое применение – в начальной, средней или высшей школе, – в нем можно выделить характеристики, которые сопоставляются с соответствующими чертами проблемного обучения.
Второй характерной особенностью сообщающего преподавания является возникновение пробелов, неожиданных трудностей. То есть учащиеся могут потерять внимание и упустить часть информации. Следующей характерной чертой, часто упоминаемой при показе негативов сообщающего преподавания, являются трудности применения одинаковых темпов учебы по отношению к учащимся.
Они легче преодолеваются при групповой работе, поскольку в группе, решающей проблему, должны быть активны все. Групповая работа способствует также проверке достигнутых результатов, группа знает, как все ее члены работают, и в случае низкой активности одних учащихся их могут заменить другие.
Еще одна характерная особенность традиционного преподавания связана с трудностями в осуществлении контроля за результатами учебы. Не все ученики в состоянии усвоить на уроке всю информацию, поэтому многое им приходится доучивать дома самостоятельно.
В настоящее время такое преподавание называют проблемным. Проблемное преподавание основано не на передаче готовой информации, а на получении учащимися новых знаний и умений с помощью решения теоретических и практических проблем.
Существенной характеристикой этого преподавания является исследовательская деятельность учащегося, появляющаяся в определенной ситуации и заставляющая его ставить себе вопросы-проблемы, формулировать гипотезы и проверять их в ходе умственных и практических операций.Эта деятельность чаще всего направлена в сторону действительности и, когда речь идет о решении практических проблем, ведет даже к ее преобразованию.
Дидактический процесс основан здесь на самостоятельном поиске знаний, как тех, которые являются самим решением проблемы, так и тех, которые приобретаются в ходе формулирования проблемы, в процессе решения и сопоставления результатов.
Постоянное возвращение к структуре способствует не только решению проблемы, но и прочному овладению знаниями.
- Самостоятельная работа учащихся, ее виды
- Основные технические средства обучения
- Система средств обучения в учебном процессе
- Использование игровых методов обучения как средства усвоения знаний и их проверки
- Отбор материала для организации проблемных уроков, требования к нему
- Использование программированного обучения в школе
- Принципы конструирования процесса обучения
- Интенсификация процесса обучения
- Педагогическое мастерство
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу