Редакционная система эпохи интернета

Редакционные системы детерминируются сложной информаци­онно-коммуникативной структурой явлений действительности, раз­ворачивающихся во времени и пространстве.

Редакционная система, как и обслуживающая ее профессиональ­ная редакционная среда, к которой следовало бы добавить редакци­онные советы, редакционные коллегии и подобные оргструктуры, создаваемые в целях оформления информационных документов раз­личного рода мероприятий, а также законов, меморандумов, дирек­тив и тому подобного, является организационной формой коммуника­тивной деятельности общества.

Редакционная система и профессиональная редакционная среда существенно трансформировались уже при появлении электронных СМИ, но еще в большей степени при появлении интернета. Эти трансформации затронули саму структуру редакционных систем.

Так, например, традиционное разделение изданий на периодиче­ские, которые работают с актуальной событийностью и представляют аудитории динамичную картину реальности с целью формирования отношения к переменам и откорректированных моделей поведения, и непериодические, которые ответственны за формирование базово­го культурного потенциала общества, формирующегося за счет тео­ретического и художественного освоения действительности членами общества, неадекватно отражает особенности редакций электронных СМИ и веб-изданий.

Действительно, и те и другие во всем актуально событийны, так как постоянно доступны зрителю, слушателю, посетителю. Однако эта пе­риодичность (даже ежедневных выпусков теленовостей) качественно другого рода, чем периодичность газеты.

Точнее, признак периодично­сти здесь не является существенным и не определяет лицо информаци­онной программы в той же степени, в которой определяет газету частота выпусков. В интернете же о периодичности говорить вообще сложно.

Для того чтобы определить место новых профессиональных редак­торских сред в системе СМИ, можно воспользоваться дополнительны­ми квалификационными признаками.

  1. Синхронность — асинхронность — отношение издания к событию — отражает характер воспроизводства информации: синхронное — сообщение выдается в момент события, асинхронное — время события и сообщения не совпадают.
  2. On-line — off-line — отношение издания к читателям — отражает характер связи с читателями: on-line — означает интерактивный процесс общения, off-line — режим взаимодействия, при котором потребитель получает уже готовый информационный продукт.
  3. Информационная — коммуникационная — отражает характер продукта: информационная означает, что передается информация; коммуникационная — передается, формируется и поддерживается коммуникация.

Чтобы не создалось впечатление, что согласно данной типологии вся бумажная пресса попадет в один квадрант: асинхронная, off-line, информационная, а все остальное займут веб-издания, рассмотрим ква­лификационные признаки всем известной газеты бесплатных объявле­ний «Из рук в руки».

1.Действительно, событием для этой газеты являются изменения на вторичном мелкотоварном рынке, актуальное состояние которого определяет отношение спроса и предложения. Периодичность этой газеты (еженедельник) достаточна, чтобы быть уверенным в адекватности отражения газетой актуального состояния данного рынка. Следовательно, речь идет о присутствии синхронности по отношению к событию.

2.Контент газеты формируется из объявлений ее читателей, т.е. в процессе общения газеты и читателя. Следовательно, налицо онлайновый характер связи.

3.Информационный продукт провоцирует возникновение маркетинговых коммуникаций, следовательно, он носит коммуникативный характер.

Таким образом, оказалось, что 100%-ное печатное издание обла­дает свойствами, которые обычно приписываются веб-изданиям.

Предлагаем читателю в качестве упражнения применить приве­денную выше классификацию к различным СМИ.

Типология редакционных систем может быть также получена в соответствии с их ориентацией на определенный вид социальной деятельности. Можно различать редакционные системы СМИ, спо­собствующие функционированию и развитию:

  • политических коммуникаций;
  • отраслевых и корпоративных коммуникаций;
  • рекламных и маркетинговых коммуникаций;
  • макроэкономических коммуникаций;
  • этнических коммуникаций;
  • религиозных коммуникаций;
  • тендерных коммуникаций;
  • профессиональных (цеховых) коммуникаций;
  • научных коммуникаций;
  • художественных (эстетических) коммуникаций;
  • образовательных коммуникаций.

Каждый элемент приведенного списка в свою очередь может быть развернут, с учетом влияния различных информационных свя­зей определенного вида деятельности. Например, СМИ, ответствен­ные за научные коммуникации, можно разделить на:

  • научно-исследовательские издания (научно-теоретические журналы);
  • научно-технические издания;
  • научно-производственные издания;
  • научно-практические издания;
  • научно-популярные издания;
  • научно-методические издания;
  • научно-информационные издания;
  • научно-образовательные издания.

Кроме того, как отмечают специалисты, для обеспечения опти­мальности работы редакций газет, журналов, программ телевидения и радио их сотрудники должны иметь свободный доступ к нацио­нальным и международным источникам информации. В постсовет­ский период количество таких источников значительно расширилось.

Благодаря международным телевизионным программам (пере­дачи Си-эн-эн, Си-би-эс, Евроньюс, Немецкая волна), зарубежным печатным СМИ, которые беспрепятственно поступают в страну, ме­ждународным агентствам печати и, конечно, интернету.

Интеркультурный и интернациональный характер современных медиакоммуникаций, естественно, трансформирует деятельность ре­дакционных структур. В частности, рассмотренные характерологиче­ские признаки информационного взаимодействия: синхронность — асинхронность, on-line — off-line, информационное — коммуникаци­онное, должны пониматься в рамках глобальной модели СМИ, со все­ми вытекающими культурными, идеологическими последствиями.

Всякое издание, с любым тиражом, на любом языке не может не оказывать влияние на глобальное медийное пространство и не может существовать независимо от него. Так что постепенно различие меж­ду центральной прессой и региональной, столь характерное для Рос­сии, стирается.

Подобная переструктуризация иерархий медийного пространст­ва — один из неожиданных эффектов интернета.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)