Создание и основные этапы деятельности Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный Суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе «правотворчества».

Проблема конституционного контроля в нашей стране впервые возникла после образования СССР, когда потребовалось преодолевать различия и противоречия в законодательстве союзных республик. Разумеется, юридической базой для этого могла стать Конституция СССР: ориентация на ее предписания создавала условия для придания единообразия формировавшемуся в то время законодательству.

Органом, на который была возложена функция контролирования соблюдения Конституции СССР, стал образованный в 1924 г. Верховный Суд СССР. С начала 30-х гг. активность Верховного Суда СССР в области конституционного контроля значительно упала, а затем и вовсе «исчезла».

В Конституции 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом судами.

Советские конституции не играли существенной роли в жизни общества, т. е. в течение почти всех 75 лет советской власти, они легко могли быть обойдены. И если отдельные положения этих конституций могли быть интерпретированы как угрожающие институтам существующего режима (например, норма, провозглашающая право свободного выхода республик из Союза), то по неписаным правилам советской политики подобные «угрозы» не только не имели возможности быть реализованными, но даже не могли открыто обсуждаться2. Интерес к проблемам конституционного контроля возник вновь только во второй половине 80-х гг., когда начались поиски путей создания того, что принято именовать правовым государством.

М. С. Горбачевым и его сподвижниками была сделана попытка придать ряду конституционных положений должное политическое значение. Убежденный в том, что многие старые государственные структуры не служат перестройке, М. С. Горбачев стал планировать замену их новыми, в большей степени представляющими население и ответственными перед ним. Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М. С. Горбачеву.

Интересно
Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР. Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 г., когда в ст. 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов – юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР. 21–23 декабря 1989 г.

Второй съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно С. С. Алексеева и Б. М. Лазарева. Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету. 26 апреля 1990 г. Верховный Совет избрал 19 членов ККН.

Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

За время своего существования – с мая 1990 г. по декабрь 1991 г. – ККН СССР принял 23 решения. Среди них были такие поистине смелые и по сей день актуальные решения, как признание неконституционности разрешительного порядка прописки и неконституционности порядка применения неопубликованных нормативных актов.

Данный институт заслуживает высокой оценки за свои решения относительно защиты индивидуальных и политических прав.

Среди существенных решений в этой области следует отметить, что Комитет:

  • прекратил практику издания секретных законодательных актов, влияющих на права граждан; постановил, что ограничения свободы передвижения и выбора места жительства, вытекающие из положений закона, регламентирующих прописку, нарушали Конституцию и международные соглашения о правах человека;
  • отменил указ президента СССР, запрещавший проведение демонстраций в центре Москвы, как противоречащий Конституции; признал что принудительное лечение лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушало Конституцию и международные соглашения о правах человека.

Комитет также установил, что министерские постановления, ограничивающие ответственность министерств за выпуск нестандартной продукции, нарушали права потребителей.

В декабре 1991 г. Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование. Вопрос об учреждении Конституционного Суда как преемника Комитета конституционного надзора приобрел дискуссионный характер, но еще до развала Союза ССР и РСФСР было принято решение о создании в РСФСР своего Конституционного Суда.

Правовой базой организации и деятельности Конституционного Суда РФ послужило небольшое конституционное положение (принятое в виде поправки к Конституции от 15 декабря 1990 г.) и Закон о Конституционном Суде от 12 июля 1991 г.2 Этот закон содержал ряд действительно важных положений, регламентирующих внутренний распорядок и организацию деятельности суда.

В августе 1991 г. были избраны 13 из 15 судей. Съезд не мог прийти к единому мнению относительно двух оставшихся кандидатов; они должны были быть избраны на следующем Съезде. По прошествии двух лет две вакансии так и остались свободными. Однако закон позволяет суду начать работу при наличии 2/3 его состава, и в конце августа 1991 г., т. е. год спустя после принятия поправки к Конституции, провозгласившей создание Конституционного суда, 13 судей принесли присягу и избрали В. Д. Зорькина своим председателем.

В своем первом решении в январе 1992 г. суд провозгласил неконституционным Указ Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел. Суд заявил, что этот указ нарушил принцип разделения властей, так как исполнительная власть не имеет права создавать министерства или реорганизовывать исполнительные структуры государства. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия.

Интересно
Во второй половине 1992 г. Конституционный суд рассмотрел дело о конституционности Указов Президента России о прекращении деятельности КПСС. И, наконец, решением, повлекшим за собой самые драматические последствия, было то, которым Конституционный Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов. Произошло это 05.10.1993. А спустя два дня Президент Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.
Конституция Российской Федерации 1993 г. изменила статус Конституционного Суда Российской Федерации. Ст.
125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда.

24.12.1993 Указом Президента РФ № 2288 Закон от 12.07.1991. отменен и работа над проектом нового Закона о Конституционном Суде РФ значительно активизировалась. 02.07.1994 этот проект после одобрения Федеральным Собранием и подписания Президентом РФ стал федеральным конституционным законом, в котором решены все основные вопросы организации и деятельности данного суда в целом.

01.12.2009 в Российской академии правосудия состоялся учебно-исследовательский круглый стол, посвященный 15-летию Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», где видные ученые и практики: Н. А. Тузов, М. А. Митюков, С. Н. Станских, Н. В. Витрук, Т. Г. Морщакова, Ю. В. Кудрявцев обсуждали историю подготовки и принятия Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», опыт его применения и перспективы совершенствования.

Следует согласиться со справедливым утверждением А. П. Фокова о том, что только с провозглашением идеи правового государства, с признанием в Конституции Российской Федерации судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти стала создаваться определенная теоретическая база для расширения социальной роли суда, что постепенно нашло отражение в законодательстве».

В этой связи заслуживает внимания анализ некоторых проектов Конституции и их вариантов 1990–1993 гг., приводимый А. А. Петровым, в результате которого автором делается вывод, что «текущая реальность» отечественного конституционного правосудия не совпала ни с одним из этих проектов, хотя некоторые разработки и предложения, обнародованные в начале 1990-х гг., были учтены в Конституции России. Кроме этого, обосновывается, что институт конституционного правосудия во всех проанализированных конституционных проектах уступает существующей нормативной модели.

Правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации на современном этапе его развития составляют:

  • Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993);
  • Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
  • Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
  • Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
  • Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 12.07.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 23.12.2007 № 1740 «О месте постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 23.12.2007 № 1741 «Вопросы Конституционного Суда Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 № 257 «О порядке и размерах возмещения судебных расходов, понесенных гражданами и (или) объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве»;
  • Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Начиная с 2001 г. законодательная основа и практические механизмы работы Конституционного Суда непрерывно совершенствуются. В январе 2001 г. срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. А в марте 2005 г. в Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи Конституционного Суда перестали быть ограничены определенным сроком. Согласно новым положениям закона судьи исполняют свои полномочия со дня назначения на должность и до достижения ими семидесятилетнего возраста.

Следующие изменения законодательной основы осуществления конституционного правосудия имели место зимой 2007 г. Ст. 115 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», устанавливающая место постоянного пребывания Конституционного Суда, была изложена в следующей редакции: «Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург».

Указанная поправка вступила в силу 5 февраля 2007 г., а уже с 21.05.2008 конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.

Новое совершенствование Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» произошло в июне 2009 г. Законодатель предусмотрел новый порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей, которых стало два, так как вместо должности судьи-секретаря была введена должность второго заместителя Председателя Конституционного Суда. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.

Изменения Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», принятые в ноябре 2010 г., в основном затронули вопросы совершенствования процедуры конституционного судопроизводства. В частности, Конституционный Суд получил возможность, при определенных условиях, разрешать дела без проведения слушаний. Это позволит Суду, сократив сроки рассмотрения ряда категорий дел, повысить оперативность и эффективность защиты нарушенных прав и свобод граждан Российской Федерации. Кроме того, поправки коснулись также отдельных вопросов совершенствования порядка обращения в Конституционный Суд и внутренней организации его деятельности. Эти положения закона вступили в силу 9 февраля 2011 г.

Следует также сказать, что следующее изменение было обусловлено созданием Следственного комитета РФ. Речь идет о том, что Федеральным конституционным законом от 28.12.2010 № 8-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» установлено, что постановления и заключения Конституционного Суда в течение 2 недель со дня подписания должны направляться не только, например, Генеральному прокурору, но и Председателю Следственного комитета.

Федеральным конституционным законом от 25.12.2012 № 5-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации» были скорректированы Законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о военных судах. Вместо норм о зарплате судей были введены положения о ежемесячном денежном вознаграждении и ежеквартальном денежном поощрении.

Федеральным конституционным законом от 05.04.2013 № 1-ФКЗ «О внесении изменения в статью 80 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» внесены поправки в Закон о Конституционном Суде РФ, касающиеся процедуры приведения законодательства в соответствие с решениями суда.

Так, увеличен срок, в течение которого Правительство РФ вносит на рассмотрение в Госдуму законопроект, разработанный в связи с решением Конституционного Суда РФ. Теперь этот срок составляет 6 месяцев (вместо трех). При этом решением Конституционного Суда РФ может быть предусмотрен иной срок. Этим законом была исключена норма о внеочередном рассмотрении Госдумой указанных законопроектов.

Анализируя развитие законодательства, закрепляющего статус Конституционного Суда РФ, важно отметить Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 № 5- ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» и признании утратившим силу Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии»3, которым скорректированы отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ».

Поправка предусматривает объединение Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также передачу вопросов осуществления правосудия, отнесенных к ведению последнего, в юрисдикцию обновленного Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ теперь является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам. Он также будет надзирать за деятельностью судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

В связи с этим были внесены соответствующие изменения в федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о военных судах, об Уполномоченном по правам человека, о Правительстве РФ, о военных судах, о государственных флаге, гербе, о чрезвычайном, военном положениях, о судах общей юрисдикции.

Следующие поправки, содержащиеся в Федеральном конституционном законе от 4 июня 2014 г. № 9-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были направлены на совершенствование организации деятельности Конституционного Суда РФ и процедур рассмотрения дел в нем.

Остановимся на них более подробно. Так, правомочный состав Конституционного Суда РФ (в котором он вправе осуществлять свою деятельность) сокращен с 3/4 до 2/3 от общего числа судей. Уточнен порядок заполнения вакансий судей Конституционного Суда РФ. Исключено общее правило о продолжении исполнения обязанностей судьи после достижения предельного возраста до назначения на должность нового судьи.

Предусмотрено, что по ряду организационн вопросов, а также в заседаниях решение принимается большинством голосов не от общего числа, а от числа действуюыхщих судей. В числе полномочий Конституционного Суда РФ прямо закреплена проверка на соответствие Конституции РФ вопроса, выносимого на всероссийский референдум. Установлен срок подачи жалобы в Конституционный Суд РФ в порядке конкретного нормоконтроля – 1 год после рассмотрения дела в суде. Сокращено до 1 количество копий документов, представляемых заявителями в Конституционный Суд РФ.

Более четко регулируется такое основание отказа в принятии к рассмотрению обращения, как утрата оспариваемым актом юридической силы. Закреплено, что Конституционный Суд РФ отказывает в принятии обращения к рассмотрению, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу. Исключением является случай, когда он продолжает применяться в правоотношениях, возникших в период его действия.

Расширены возможности разрешения дел без проведения слушаний. В частности, сняты ограничения на применение этой процедуры к федеральным законам, конституциям (уставам) субъектов Федерации в случае абстрактного нормоконтроля.

Также урегулирована ситуация, когда решение Европейского Суда по правам человека фактически становится препятствием для применения норм российского законодательства. Предусмотрена возможность подачи запроса в Конституционный Суд РФ о подтверждении конституционности таких норм.

Еще одни поправки, содержащиеся в Федеральном конституционном законе от 08.06.2015 № 5-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», касаются электронных обращений в Конституционный Суд РФ и интернет-трансляций заседаний Конституционного Суда РФ.

Предусмотрена возможность направлять обращения в Конституционный Суд РФ в электронном виде путем заполнения специальной формы на сайте Конституционного Суда РФ или в форме электронного документа, скрепленного усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае переписка с заявителем также может вестись в электронном виде.

При подаче электронного обращения прилагаемые к нему документы и иные материалы также можно представить в электронном виде. Прилагать копии обращения, документов и иных материалов не требуется. Закон предусматривает размещение объявлений о дате и времени заседаний Конституционного Суда РФ на его официальном сайте. Урегулированы также и вопросы проведения интернет- трансляций заседаний Конституционного Суда РФ. Порядок проведения интернет-трансляции прописан в регламенте Конституционного Суда РФ.

Следует отметить, что допустимы только интернет- трансляции открытых заседаний Конституционного Суда РФ. При проведении закрытого заседания запрещены кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция судебного заседания, а также интернет-трансляция.

Федеральным конституционным законом от 14.12.2015 № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» внесены еще одни поправки. Теперь Конституционный Суд РФ может разрешать вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека (например, ЕСПЧ), вынесенного по жалобе, поданной против России, на основании международного договора. Исполнение таких решений может быть признано невозможным, если оно противоречит Основному закону страны. Решения не должны также противоречить истолкованию Конституции, которое дано Конституционным Судом РФ.

Законом установлено два способа разрешения Конституционным Судом РФ такого рода дел.

Во-первых, федеральный орган исполнительной власти, наделенный компетенцией по защите интересов России, может направить в суд запрос о проверке конституционности законодательных норм, в которых международный суд обнаружил изъяны. При этом федеральный орган исполнительной власти должен дать заключение о невозможности исполнить решение вследствие его расхождения с Конституцией. Такие дела могут рассматриваться без проведения слушания, если вопрос может быть разрешен на основании ранее принятых Конституционным Судом РФ постановлений.

Во-вторых, Президент России или Правительство РФ вправе обратиться с запросом о рассмотрении выявившегося противоречия между положениями международного договора в истолковании, данном межгосударственным органом, и положениями Конституции применительно к возможности исполнения решения соответствующего межгосударственного органа.

Если суд примет постановление о невозможности исполнения решения межгосударственного органа, какие-либо действия (акты), направленные на исполнение этого решения, не могут осуществляться (приниматься).

По нашему мнению, изменения законодательства должны способствовать повышению эффективности деятельности Конституционного Суда Российской Федерации по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)