Этапы эволюции понятия “постоянное представительство” и его развитие на современном этапе: международный опыт

Понятие “постоянное представительство” не является догматизированным и окостенелым, оно
находится в процессе постоянной эволюции и адаптируется к меняющимся политическим,
социально-экономическим, технологическим и иным условиям. Несмотря на терминологическую
преемственность, содержание данного понятия за многие годы претерпело существенные изменения.

Зарубежные исследователи выделяют три этапа в развитии понятия “постоянное
представительство”: с середины XIX в. по 1918 г.; с 1919 по 1945 гг.; с 1946 г. по настоящее время. Институт постоянного представительства имеет гражданско-правовые корни и впервые появился в национальном законодательстве Германии.

Примерно с середины XIX в. это понятие использовалось в гражданском законодательстве Пруссии, в том числе в Промышленном кодексе, для обозначения места ведения предпринимательской деятельности. С 1869 г. этот термин использовался в целях налогообложения, а в 1891 г. в национальном налоговом законодательстве Пруссии впервые было приведено его официальное определение.

Положительный опыт применения термина на внутригосударственном уровне послужил основой для его распространения на межгосударственные налоговые отношения. Первым международным соглашением из числа опубликованных Лигой Наций, в котором было
использовано понятие “постоянное представительство”, считается Конвенция 1899 г. между
Австро-Венгрией и Пруссией.

В соответствии с этой Конвенцией под постоянным представительством понимались: “образования филиалов, заводы, порты, места, в которых осуществлялись закупки или продажи, а также другие места деятельности, через которые собственник, партнер, управленец или иной постоянный представитель осуществляет свою обычную предпринимательскую деятельность”.

Указанное определение было положено в основу ряда договоров по вопросам двойного
налогообложения, заключенных в 1901 – 1905 гг. государствами Центральной Европы, включая
Австро-Венгрию, Баварию, Саксонию, Швейцарские кантоны. Таким образом, в начале XX в. понятие “постоянное представительство” вышло за рамки одного государства.

После окончания Первой мировой войны толчком к развитию института постоянного представительства послужили заседание в 1920 г. Международной торговой палаты и Брюссельская финансовая конференция 1920 г., предложившие Лиге Наций разработать меры, направленные на избежание двойного налогообложения.

Первый проект модели международного соглашения, разработанный налоговым комитетом Лиги
Наций в 1927 г., содержал следующее определение постоянного представительства (ст. 5): “Под
постоянным представительством понимаются фактические центры управления, аффилированные компании, филиалы, фабрики, агентства, склады, конторы, порты.

Ведение предпринимательской деятельности через добросовестного агента с независимым статусом (брокера, комиссионного агента и т.д.) не создает в стране постоянного представительства”. Это определение содержало несколько существенных отличий от определения, приведенного в Конвенции 1899 г.

Так, термины “партнер” и “управленец” были исключены и заменены синонимичным
понятием “агент”. Кроме того, было определено, что не все агенты создают постоянное
представительство. Исключение было сделано для добросовестных агентов с независимым статусом.

При этом в комментарии к проекту Конвенции 1927 г. указывалось, что под добросовестным агентом с независимым статусом следует понимать “абсолютно независимого агента как с юридической, так и экономической точки зрения.

Вознаграждение такого агента не может быть ниже обычного”. В основе такого определения постоянного представительства лежит полагание того, что ведение существенной предпринимательской деятельности невозможно без размещения на местности, поскольку передвижение средств производства, трудовых ресурсов и капитала может быть практически
не ограничено в рамках одного государства, однако весьма затруднено на международном уровне.

Данная позиция базировалась на распространенных в 1920-х гг. экономических взглядах, согласно которым по признаку мобильности предприятия делились на три группы. В первую группу входили предприятия добывающих отраслей, деятельность которых была неразрывно связана с земельными ресурсами и определенной территорией.

Во вторую группу входили прочие промышленные предприятия (заводы, фабрики и т.д.), которые также отвечали признаку территориальной обособленности. К третьей группе были отнесены предприятия, применявшие оборудование, использование которого возможно при
его размещении на конкретной территории в течение определенного времени.

Деятельность предприятий, использовавших переносное оборудование, в те годы не
квалифицировалась, поскольку ей не придавалось большого значения. Таким образом, как справедливо указывает О. Коннов, на данном этапе преобладал формальный подход к понятию “постоянное представительство”.

Некоторые изменения в определение постоянного представительства были внесены в 1928 г. по
итогам рассмотрения проекта Конвенции 1927 г. на Генеральной ассамблее правительственных
экспертов по вопросам двойного налогообложения и уклонения от налогообложения в Женеве. В
частности, был изъят термин “аффилированные компании”.

Это подтверждает вывод о том, что аффилированные лица не обязательно образуют постоянное представительство. К постоянному
представительству были отнесены нефтяные месторождения и рудники

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)