Исторический экскурс

Исторически международные налоговые соглашения в качестве инструмента регулирования
налоговых отношений между странами возникли еще в XIX в. Наиболее раннее из известных соглашений относится к 1843 г. Оно было заключено между Францией и Бельгией и предусматривало обмен информацией и оказание административной помощи в налоговых вопросах.

Первые соглашения, как правило, регулировали налоговый режим ограниченного круга доходов. В дальнейшем, с развитием капиталистического способа хозяйствования, стали возникать новые формы организации бизнеса – юридические лица, доход которых рассматривался отдельно от доходов физических лиц.

В 1928 г. под эгидой Лиги Наций были разработаны четыре модели конвенции: об избежании
двойного налогообложения прямыми налогами; об избежании двойного налогообложения налогами на наследства; об административной помощи по вопросам налогообложения; о помощи в сборе налогов.

Эта работа продолжилась после Второй мировой войны по инициативе сначала ООН, затем ОЭСР.
Были одобрены Типовая конвенция ОЭСР об избежании двойного налогообложения в отношении
налогов на состояния и наследства 1966 г., Типовое налоговое соглашение Британского содружества наций 1964 г., типовые конвенции об устранении двойного налогообложения между странами – членами Андской группы и между странами – членами Андской группы и прочими странами 1971 г., Типовая конвенция Организации Объединенных Наций 1980 г., Типовая модель ОЭСР конвенции об оказании взаимной помощи в налоговых вопросах 1981 г., Типовая модель ОЭСР конвенции по недвижимому имуществу, наследствам и дарениям 1982 г

Многолетний труд по созданию модели двусторонней конвенции об избежании двойного
налогообложения прямыми налогами завершился принятием в 1963 г., а затем в 1977 г. Типовой модели конвенции об избежании двойного налогообложения доходов и капитала. Последующие изменения Конвенции ОЭСР были сделаны в 1992, 1994, 1995, 1997, 2000, 2008, 2010 гг.

В Конвенции не только сформулированы основные принципы устранения двойного
налогообложения, но и стандартизированы понятия, термины, критерии, которыми пользуются
специалисты во всем мире.

Модель представляет собой проект соглашения из 30 статей, который используется чаще всего как базовый документ для заключения договоров европейских стран с партнерами во всем мире. Модель сопровождается постатейными комментариями, которые позволяют договаривающимся
сторонам однозначно трактовать понятия, используемые в модели соглашения.

Модель соглашения и комментарии постоянно обновляются, чтобы можно было учесть специфику налогообложения новых видов коммерческой деятельности, таких как электронная коммерция и Интернет, и особенности глобализации мировой экономики.

Министерство финансов США в 1976 г. опубликовало собственное модельное соглашение,
которым правительство США пользуется как базой при заключении договоров с другими странами. Американская модель по сравнению с моделью ОЭСР более жесткая, налагает серьезные ограничения на пользование предоставляемыми ею льготами для предотвращения “налогового мошенничества” и создания фирм с единственной целью избежать налогообложения.

Имеются отдельные различия по поводу термина “постоянное представительство”. Модельную конвенцию США, по мнению ее составителей, следует рассматривать в качестве вспомогательного документа, основанного на Модельной конвенции ОЭСР с учетом опыта США.

Более того, она не является обязательной в США моделью и служит лишь основой для начала переговоров. По инициативе ООН были подготовлены рекомендации для заключения договоров об избежании двойного налогообложения между развитыми и развивающимися странами. Документы ООН в большей степени защищают интересы развивающихся стран, тогда как рекомендации ОЭСР и США составлены в интересах фирм развитых государств.

Принципиальное различие моделей ОЭСР и ООН заключается в том, что модель ОЭСР основана
на резидентном принципе налогообложения, который может быть реализован только в отношениях между государствами, равными как политически, так и экономически. В модели ООН реализован территориальный принцип налогообложения, поскольку развивающиеся страны, использующие эту модель, заинтересованы в расширении круга налогоплательщиков.

Основное определение постоянного представительства содержится в модели ОЭСР. Две другие
модели (ООН и США) основаны на модели ОЭСР. Более того, их составители признают примат модели ОЭСР. Альтернативные модельные конвенции следует считать вариациями на тему Модельной конвенции ОЭСР, приспособленными под определенные экономические и политические условия.

Модельная конвенция ООН отличается от Модельной конвенции ОЭСР в отношении постоянного представительства по вопросам поставки товаров, строительно-монтажных работ, оказания услуг, определения зависимого агента.

Модели ОЭСР и ООН в настоящее время являются основными типами двусторонних соглашений
об избежании двойного налогообложения. Помимо двусторонних существуют многосторонние
соглашения по налогообложению доходов и капитала (между странами Северной Европы, между
государствами Африки; два многосторонних соглашения действовали в СЭВ).

Многие теоретические вопросы применения соглашений (например, понятие “постоянное
представительство”, “лицо, имеющее фактическое право на доход”) до настоящего времени составляют предмет жарких дискуссий, разворачивающихся в Налоговом комитете ОЭСР, на конференциях IFA и ее российского отделения РосИФА.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)