Обмен информацией

В международных соглашениях об избежании двойного налогообложения содержатся положения, касающиеся сотрудничества между налоговыми администрациями двух договаривающихся государств. Включение таких положений в международные договоры продиктовано прежде всего необходимостью предоставить административную помощь в целях уточнения фактов, в отношении которых применяются правила соглашения.

Ввиду постоянно усиливающейся интернационализации экономических отношений договаривающиеся государства все больше заинтересованы во взаимном обмене информацией, на основе которой администрируются внутренние налоговые законы, даже если не ставится вопрос применения какой-либо определенной статьи международного соглашения.

Обмен информацией возможен в самых широких пределах в целях создать основу применения
внутренних законов договаривающихся государств в отношении налогов, охватываемых международным соглашением, и применения конкретных положений международного соглашения.

Вопросы административной помощи в целях взимания налогов рассматриваются в Конвенции по
взаимному административному содействию в налоговых вопросах – многосторонней Конвенции,
открытой для подписания с 25 января 1988 г. Эта Конвенция была создана в Европейском совете на базе первого проекта, подготовленного Комитетом по налоговым вопросам, и открыта для подписания государствами – членами Совета Европы и государствами – членами ОЭСР.

Этот вопрос также составляет предмет отдельного двустороннего соглашения, который может
быть согласован между государствами на основе Модели конвенции взаимного административного содействия по возмещению налоговых исков, принятой Комитетом по налоговым вопросам 29 июня 1979 г. Альтернативно положения по содействию в области сбора налогов могут быть включены в двустороннее соглашение об избежании двойного налогообложения, если договаривающиеся государства найдут это предпочтительным.

Компетентные органы договаривающихся государств ведут обмен информацией, необходимой для обеспечения должного применения положений международного соглашения об избежании двойного налогообложения или внутренних законов договаривающихся государств, касающихся налогов, на которые распространяется международное соглашение, даже если в последнем случае нет необходимости применять конкретную статью этого соглашения.

Обмен информацией осуществляется тремя способами:

а) посредством запроса (предварительно используются регулярные источники информации в
процессе внутреннего налогообложения);

б) автоматически (информация об одной или нескольких категориях дохода, имеющих свой
источник в одном договаривающемся государстве и поступающих в другое договаривающееся
государство, систематически передается в другое государство);

в) спонтанно (если государство в результате расследования получило информацию, которую оно
считает интересной для другого государства).

Способ ведения обмена информацией, оговоренный в международном соглашении, может быть
выбран компетентными органами договаривающихся государств. Взаимная помощь между налоговыми администрациями возможна в случае, если каждая администрация будет уверена, что другая обращается конфиденциально с информацией, которую она получает в ходе сотрудничества.

Охрана конфиденциальности информации в договаривающемся государстве, получающем информацию, зависит от внутреннего законодательства. Информация,
переданная в соответствии с положениями международного соглашения, должна рассматриваться как конфиденциальная в получающем государстве таким же образом, как информация, полученная в рамках внутренних законов этого государства.

Санкции за нарушение конфиденциальности в этом государстве налагаются административными и уголовными законами данного государства. В последнее время при заключении международных налоговых соглашений все больше внимания уделяется предотвращению фактов уклонения от уплаты налогов участниками международного бизнеса:

в соглашения включаются дополнительные положения, предусматривающие обмен налоговой
информацией. Правовым гарантом такого сотрудничества является заключение подобных договоров с офшорными зонами и другими странами, в которые экспортируются инвестиции и капитал в целях получить определенные налоговые выгоды при отсутствии экономической целесообразности, что может подрывать стабильность налоговых поступлений в бюджеты национальной экономики стран.

В мировой практике существует специальный термин – “налоговый шопинг” (treaty shopping), который обозначает использование налоговых договоров в целях минимизации налоговой нагрузки.

На современном этапе один из основных способов борьбы с такими явлениями – составление
списков неблагонадежных стран, деятельность в которых направлена не на получение реального
экономического результата от предпринимательства, а на получение необоснованных налоговых выгод и преимуществ.

Такие списки подготавливают международные организации, в частности ОЭСР, а также сами государства – для дискриминации недобросовестных налогоплательщиков и их контрагентов.
Разработка и внедрение механизмов противодействия “вредоносной налоговой практике”  (harmful tax practices), а также стимулирование всех стран и территорий к соответствию “международным стандартам налоговой прозрачности” представляет собой один из последних глобальных проектов ОЭСР.

Под вредоносной налоговой практикой подразумевается отсутствие механизмов обмена налоговой информацией, аналогичных установленным модельными соглашениями ОЭСР. Юрисдикции, не соответствующие международным стандартам налоговой прозрачности, включаются в “черный” список ОЭСР.

Юрисдикции, полностью соответствующие стандартам налоговой прозрачности, попадают в “белый” список, переход в который стимулируется угрозой применения международных санкций. А из юрисдикций, имеющих механизмы обмена информацией, но в недостаточном объеме, формируется “серый” список.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)