Стратегический анализ

Процесс стратегического планирования начинается с этапа анализа. Стратегический анализ предполагает осуществление комплекса аналитических работ по изучению тенденций и закономерностей развития объекта планирования, анализу влияния на него внутренних и внешних факторов.

Результатом стратегического анализа объекта планирования является формирование информационной базы, необходимой для обоснования стратегического выбора и целеполагания.

На рис. 12 представлены основные структурные элементы региона (муниципального образования), которые могут являться объектом анализа.

Стратегический анализ

По мнению В.Е. Рохчина состав документа, обобщающего результаты работ по стратегическому анализу регионального развития, может иметь следующий вид:

  • место региона (субъекта РФ) в развитии страны, федерального округа;
  • анализ и оценка результатов стратегического развития региона в целом в разрезе основных сфер его жизнедеятельности;
  • анализ и оценка основных тенденций стратегического развития региона в целом в разрезе конкретных сфер его жизнедеятельности;
  • интегральная оценка состояния и предпосылок стратегического развития региона.

В.Е. Селиверстов отмечает: «несмотря на достаточную очевидность этого этапа, именно здесь таятся «подводные камни», которые могут «посадить на мель корабль стратегирования». Чаще всего опасность таится в осуществлении банального описания современного состояния, темпов и пропорций регионального развития, и при этом «описательность» часто довлеет над «проблемностью.

Автор отмечает, что «основной задачей этого этапа является выявление основных проблем в развитии данного региона и потенциала его роста, фиксация его позиций в системе общероссийской экономики, подготовка основы для определения основных конкурентных преимуществ данного субъекта Федерации (следующий этап стратегирования), выводы по основным ресурсным ограничениям перспективного развития.

Очень важно, чтобы в структуре стратегии этому этапу был посвящен очень емкий и небольшой по объему раздел.

Наиболее применяемыми методами при проведении стратегического анализа являются: статистические методы исследования, методы PEST-анализ, SNW-анализ SWOT-анализ.

Анализ внешней среды проводят с помощью PEST-анализа.

Внешняя среда – это совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля объекта планирования и способные оказать влияние на его стратегию.

PEST-анализ — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на развитие региона.

Цель анализа внешней среды:

  1. Обнаружение признаков возможных изменений способных оказать воздействие на регион;
  2. Отслеживание специфических тенденций и структур макроокружения;
  3. Прогнозирование направленности будущих изменений макросреды;
  4. Оценка существующих и будущих тенденций с точки зрения их вероятных воздействий на регион.

PEST-анализ проводится путем анализа мнений участников «мозгового штурма» в ходе деловой игры с последующим обобщением полученных результатов и ранжированием факторов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)